Статьи о строительстве / Статья №6912
Хромой учет
Осень 2012 года ознаменовалась для российского ЖКХ переходом к раздельному учету коммунальных ресурсов, потребляемых на индивидуальные и общедомовые нужды. По замыслу правительства, это должно было дать жителям многоквартирных домов (МКД) четкое понимание, сколько тепла, воды и электроэнергии они тратят в своих квартирах, а общедомовое потребление сделало бы наконец видимым и доступным для контроля. Однако в большинстве квитанций и по сей день по-прежнему одна строчка. В чем проблема и как с ней бороться?
В прежние годы, начиная еще с советских времен, все нормативные потери и расходы на общедомовые нужды включались в нормативы потребления коммунальных услуг. С 1 сентября 2012 г. Постановлением Правительства РФ № 354 предусмотрена отдельная плата за коммунальные ресурсы, расходуемые на т.н. общедомовые нужды. Примером «общедомовых нужд» являются отопление подъездов и лестничных клеток, технологические промывки системы водоснабжения, сливы воды при ремонтах, электроснабжение насосов и лифтов, освещение подъездов и пр. Чтобы было понятно, во что это обходится жильцам и в какую сумму обходится их личное потребление, в квитанциях по квартплате каждая из соответствующих строк (отопление, водоснабжение, электроснабжение) должна быть разделена на два пункта:
 плата за индивидуальное потребление;
 плата за потребление на общедомовые нужды.
Однако для реализации задуманного по каждому из коммунальных ресурсов необходим двухуровневый учет – по дому в целом и поквартирно. В этом случае за индивидуальный расход начисления могут производиться в соответствии с показаниями квартирного счетчика, а расход на общие нужды можно будет вычислить сложением показаний всех квартирных счетчиков в доме и последующим вычитанием полученной цифры из показаний общедомового счетчика. Далее расход на общие нужды делится между собственниками в соответствии с площадью квартир или количеством зарегистрированных в них жителей. Так должно быть по логике и по закону, однако на практике происходит иначе.
Как все реализовано к настоящему моменту?
В реальности ситуация далека от желаемой. Даже поквартирный учет горячей и холодной воды налажен еще далеко не везде, а индивидуальный учет тепла работает только в отдельных экспериментальных жилых домах и является скорее экзотикой, чем нормой. Более того, на сегодняшний день и подомовой учет по теплу имеется тоже не везде. Так, в Ульяновской области, которая выступила пионером в реализации постановления № 354, по официальным данным общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения оснащены 32% многоквартирных домов, горячей воды – 50%, тепла – 48% (по состоянию на 25.01.2013). Аналогичная ситуация наблюдается и в Свердловской области (Рис.1).
Показательно, что попытки разделить учет привели в некоторых регионах к необъяснимому росту платежей граждан за коммунальные услуги. Совокупно по состоянию на конец 2012 г. он превысил 115% к уровню 2011 года . В результате, например, в Екатеринбурге с момента вступления постановления в силу чиновники рассмотрели уже свыше 600 жалоб от жителей МКД и продолжают рассматривать вновь поступающие. Подобная ситуация наблюдается и в других регионах России, а в некоторых (например, в Астрахани и Ульяновске) даже был объявлен мораторий на оплату общедомовых нужд. В целом по России с серьезными проблемами при попытке разделить учет столкнулись 64 российских региона, в том числе Ульяновская, Свердловская, Оренбургская, Тверская, Калужская области, Алтайский и Приморский края, Республика Татарстан, Республика Коми, город Санкт-Петербург и др.
В апреле 2013 года в теленовостях было объявлено, что планируется вообще отменить понятие «общедомовые нужды» в части оплаты теплоснабжения, и якобы соответствующий документ уже готов для представления Госдуме. В качестве причины называлась забота о собственниках жилья, недовольных ростом платежей из-за разделения учета. Однако подобное объяснение вызывает больше вопросов, чем дает ответов. «Совершенно неясно, почему вдруг после разделения учета суммы начали расти. Как известно, от перестановки слагаемых сумма не меняется, да и законов сохранения энергии никто не отменял, поэтому нет никаких разумных объяснений тому, что в некоторых городах простое разделение общего потребления тепла на две составляющих неожиданно привело к его росту», – комментирует Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Более внятную информацию опубликовала «Российская газета», сообщив, что суть готовящихся поправок сводится к нормированию расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Однако и здесь в качестве причины назывался рост платежей за «коммуналку» после введения понятия «общедомовые нужды».
«Зачем нужно вводить нормирование, если до этого вводили приборный учет тепла, и не означает ли это, что на поквартирном учете, о значимости которого для снижения энергоемкости ЖКХ твердили несколько лет кряду, решено поставить крест? – задается вопросом Антон Белов. – В целом, складывается ощущение, что под благовидным предлогом «сокращения сумм в платежках», вместо того, чтоб вводить поквартирную разводку отопления и проводить капитальные ремонты в домах, коммунальное лобби «продавливает» возврат в прошлое, к нормативам. Ведь «отмена» общедомовых нужд вовсе не значит, что за них не придется платить, просто жильцы не будут знать, во что именно обходятся им эти нужды и за что конкретно они платят, что позволит некоторым управляющим компаниям и дальше скрывать утечки воды и тепла. Кроме того, само решение об отмене «общедомовых нужд» прямо противоречит положениям федерального закона № 261 «Об энергосбережении», предусматривающим поэтапный переход на поквартирный учет коммунальных ресурсов».
Почему жители МКД не ощутили преимуществ разделения учета?
Регионы России оказались не готовы к реализации Постановления Правительства РФ № 354. Увеличение сумм в квитанциях в ряде случаев обусловлено тем, что с переходом на новые правила учета расходы на общедомовые нужды зачастую стали включаться одновременно в две строки платежки: за индивидуальное и общедомовое потребление. На практике разделения не произошло, просто жителям в счета добавили еще одну сумму, высчитав ее на калькуляторе по существующим нормам на общедомовое потребление. Кое-где эти общедомовые нужды включили в тарифы на коммунальные ресурсы, распределив потери, возникающие во внутридомовых сетях. Таким образом, текущая практика начислений непрозрачна, а потому дает возможность для злоупотреблений и множественных нарушений со стороны управляющих компаний. А учета по сути как не было, так и нет.
Между тем, именно учет является ключевым фактором прозрачности начислений за потребление коммунальных ресурсов. И хотя технические способы реализации учета в целом понятны и знакомы, ситуация с его внедрением пока далека от идеала.
Отчасти это объясняется тем, что сейчас ресурсоснабжающим организациям невыгодно ставить счетчики при плохом состоянии городских трубопроводов, потому что тогда потери в городских сетях (вне зданий) нельзя будет списать на потребление. Ранее, при использовании нормативов, можно было ориентироваться на потребление прошлых периодов и логика была такая – «все, что в этом году пролилось в землю – в следующем включат в норматив».
Особенно сложная ситуация складывается с учетом тепла. Известно, что до 80% домов в нашей стране имеют вертикальную однотрубную разводку системы отопления, при которой общие стояки проходят через каждое помещение. При такой разводке установить квартирные счетчики тепла невозможно в принципе.
Однако существует иное решение.
«В ряде стран Восточной Европы была успешно апробирована технология учета тепла для зданий с вертикальной разводкой, – рассказывает Светлана Никитина, руководитель направления «Поквартирный учет тепла» компании «Данфосс». – На поверхность каждого отопительного прибора в квартирах крепится электронный счетчик-распределитель INDIV-5R с термодатчиком, измеряющим температуру поверхности радиатора. Зная мощность всех отопительных приборов в доме, можно без труда, по динамике изменения температуры их поверхности, определить долю каждого радиатора в общем теплопотреблении за месяц. Затем из общедомового расхода вычитается доля на отопление общих площадей (20-35%), которая делится между жильцами пропорционально площади их квартир. Оставшаяся часть распределяется между всеми радиаторами, в соответствии с их долями, и суммируется поквартирно. Показания распределителей могут сниматься вручную, а могут передаваться по радиоканалу на этажные и подъездные концентраторы и далее прямо в ЕИРЦ через Интернет».
Перспективы применения радиаторных распределителей INDIV при реконструкции МКД были выявлены в рамках полномасштабного эксперимента. Системы индивидуального учета INDIV AMR установили в жилых домах по улице Обручева в Черемушках. Здесь в течение нескольких лет собирались и анализировались данные по теплопотреблению каждой из квартир. Испытания показали, что модернизация системы отопления в комплексе с внедрением поквартирного учета тепла дает до 45% экономии при одновременном повышении уровня комфорта проживания. При этом в отдельных квартирах, где жители самостоятельно снижали уровень теплопотребления, используя автоматические радиаторные терморегуляторы на отопительных приборах, экономия тепла достигала 60-70%.
Используя полученный опыт, крупнейшие застройщики начали оснащение системами поквартирного учета тепла новых типовых домов. Например, системы INDIV AMR были установлены в 17-этажных МКД, возведенных компанией ДСК-1 на улице Милашенкова в Москве. На очереди еще три многоэтажки с аналогичными системами в московском районе Медведково. Таким образом, то, что уже давно является нормой при учете электроэнергии, стало возможным и для отопления.
Естественно, одновременно с регистраторами отопительные приборы должны оснащаться автоматическими радиаторными терморегуляторами, что позволит потребителям самостоятельно контролировать и регулировать свое теплопотребление и температуру воздуха в каждом помещении.
Многоквартирные жилые дома, оборудованные приборами индивидуального учета тепла, строятся сегодня не только в Москве. Так, в 2012 году был реализован пилотный проект учета тепловой энергии при использовании системы INDIV AMR в Челябинске. Здесь радиаторными распределителями оснащен трехподъездный 10-этажный жилой дом. Еще один проект был реализован в Красноярске, где распределители INDIV установили на отопительных приборах более чем в 100 квартирах 16-этажного жилого дома.
В соответствии с Федеральным Законом № 261, установка приборов индивидуального учета всех видов энергоресурсов (в том числе тепловой энергии) является обязательной для всех вновь строящихся и реконструируемых зданий, начиная с января 2012 г. Свод Правил СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденный Приказом Минрегиона РФ, уточняет, что в зданиях с горизонтальной разводкой системы отопления для поквартирного чета теплоты следует устанавливать квартирные счетчики тепла, а в зданиях с вертикальной разводкой — радиаторные распределители. Таким образом, в новом строительстве и реконструкции поквартирный учет тепла является не только желательным, но и обязательным по закону.
Разделение учета потребления коммунальных ресурсов на общедомовое и индивидуальное должно привести не к росту, а к снижению размера коммунальных платежей. Однако возможно это только в том случае, если учет будет действительно прозрачным, а для начала – будет в принципе. Современные технологии позволяют без труда реализовать это на практике. Вопрос лишь в том, все ли участники рынка отдают себе отчет в том, что перемены неизбежны.
В прежние годы, начиная еще с советских времен, все нормативные потери и расходы на общедомовые нужды включались в нормативы потребления коммунальных услуг. С 1 сентября 2012 г. Постановлением Правительства РФ № 354 предусмотрена отдельная плата за коммунальные ресурсы, расходуемые на т.н. общедомовые нужды. Примером «общедомовых нужд» являются отопление подъездов и лестничных клеток, технологические промывки системы водоснабжения, сливы воды при ремонтах, электроснабжение насосов и лифтов, освещение подъездов и пр. Чтобы было понятно, во что это обходится жильцам и в какую сумму обходится их личное потребление, в квитанциях по квартплате каждая из соответствующих строк (отопление, водоснабжение, электроснабжение) должна быть разделена на два пункта:
 плата за индивидуальное потребление;
 плата за потребление на общедомовые нужды.
Однако для реализации задуманного по каждому из коммунальных ресурсов необходим двухуровневый учет – по дому в целом и поквартирно. В этом случае за индивидуальный расход начисления могут производиться в соответствии с показаниями квартирного счетчика, а расход на общие нужды можно будет вычислить сложением показаний всех квартирных счетчиков в доме и последующим вычитанием полученной цифры из показаний общедомового счетчика. Далее расход на общие нужды делится между собственниками в соответствии с площадью квартир или количеством зарегистрированных в них жителей. Так должно быть по логике и по закону, однако на практике происходит иначе.
Как все реализовано к настоящему моменту?
В реальности ситуация далека от желаемой. Даже поквартирный учет горячей и холодной воды налажен еще далеко не везде, а индивидуальный учет тепла работает только в отдельных экспериментальных жилых домах и является скорее экзотикой, чем нормой. Более того, на сегодняшний день и подомовой учет по теплу имеется тоже не везде. Так, в Ульяновской области, которая выступила пионером в реализации постановления № 354, по официальным данным общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения оснащены 32% многоквартирных домов, горячей воды – 50%, тепла – 48% (по состоянию на 25.01.2013). Аналогичная ситуация наблюдается и в Свердловской области (Рис.1).
Показательно, что попытки разделить учет привели в некоторых регионах к необъяснимому росту платежей граждан за коммунальные услуги. Совокупно по состоянию на конец 2012 г. он превысил 115% к уровню 2011 года . В результате, например, в Екатеринбурге с момента вступления постановления в силу чиновники рассмотрели уже свыше 600 жалоб от жителей МКД и продолжают рассматривать вновь поступающие. Подобная ситуация наблюдается и в других регионах России, а в некоторых (например, в Астрахани и Ульяновске) даже был объявлен мораторий на оплату общедомовых нужд. В целом по России с серьезными проблемами при попытке разделить учет столкнулись 64 российских региона, в том числе Ульяновская, Свердловская, Оренбургская, Тверская, Калужская области, Алтайский и Приморский края, Республика Татарстан, Республика Коми, город Санкт-Петербург и др.
В апреле 2013 года в теленовостях было объявлено, что планируется вообще отменить понятие «общедомовые нужды» в части оплаты теплоснабжения, и якобы соответствующий документ уже готов для представления Госдуме. В качестве причины называлась забота о собственниках жилья, недовольных ростом платежей из-за разделения учета. Однако подобное объяснение вызывает больше вопросов, чем дает ответов. «Совершенно неясно, почему вдруг после разделения учета суммы начали расти. Как известно, от перестановки слагаемых сумма не меняется, да и законов сохранения энергии никто не отменял, поэтому нет никаких разумных объяснений тому, что в некоторых городах простое разделение общего потребления тепла на две составляющих неожиданно привело к его росту», – комментирует Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Более внятную информацию опубликовала «Российская газета», сообщив, что суть готовящихся поправок сводится к нормированию расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Однако и здесь в качестве причины назывался рост платежей за «коммуналку» после введения понятия «общедомовые нужды».
«Зачем нужно вводить нормирование, если до этого вводили приборный учет тепла, и не означает ли это, что на поквартирном учете, о значимости которого для снижения энергоемкости ЖКХ твердили несколько лет кряду, решено поставить крест? – задается вопросом Антон Белов. – В целом, складывается ощущение, что под благовидным предлогом «сокращения сумм в платежках», вместо того, чтоб вводить поквартирную разводку отопления и проводить капитальные ремонты в домах, коммунальное лобби «продавливает» возврат в прошлое, к нормативам. Ведь «отмена» общедомовых нужд вовсе не значит, что за них не придется платить, просто жильцы не будут знать, во что именно обходятся им эти нужды и за что конкретно они платят, что позволит некоторым управляющим компаниям и дальше скрывать утечки воды и тепла. Кроме того, само решение об отмене «общедомовых нужд» прямо противоречит положениям федерального закона № 261 «Об энергосбережении», предусматривающим поэтапный переход на поквартирный учет коммунальных ресурсов».
Почему жители МКД не ощутили преимуществ разделения учета?
Регионы России оказались не готовы к реализации Постановления Правительства РФ № 354. Увеличение сумм в квитанциях в ряде случаев обусловлено тем, что с переходом на новые правила учета расходы на общедомовые нужды зачастую стали включаться одновременно в две строки платежки: за индивидуальное и общедомовое потребление. На практике разделения не произошло, просто жителям в счета добавили еще одну сумму, высчитав ее на калькуляторе по существующим нормам на общедомовое потребление. Кое-где эти общедомовые нужды включили в тарифы на коммунальные ресурсы, распределив потери, возникающие во внутридомовых сетях. Таким образом, текущая практика начислений непрозрачна, а потому дает возможность для злоупотреблений и множественных нарушений со стороны управляющих компаний. А учета по сути как не было, так и нет.
Между тем, именно учет является ключевым фактором прозрачности начислений за потребление коммунальных ресурсов. И хотя технические способы реализации учета в целом понятны и знакомы, ситуация с его внедрением пока далека от идеала.
Отчасти это объясняется тем, что сейчас ресурсоснабжающим организациям невыгодно ставить счетчики при плохом состоянии городских трубопроводов, потому что тогда потери в городских сетях (вне зданий) нельзя будет списать на потребление. Ранее, при использовании нормативов, можно было ориентироваться на потребление прошлых периодов и логика была такая – «все, что в этом году пролилось в землю – в следующем включат в норматив».
Особенно сложная ситуация складывается с учетом тепла. Известно, что до 80% домов в нашей стране имеют вертикальную однотрубную разводку системы отопления, при которой общие стояки проходят через каждое помещение. При такой разводке установить квартирные счетчики тепла невозможно в принципе.
Однако существует иное решение.
«В ряде стран Восточной Европы была успешно апробирована технология учета тепла для зданий с вертикальной разводкой, – рассказывает Светлана Никитина, руководитель направления «Поквартирный учет тепла» компании «Данфосс». – На поверхность каждого отопительного прибора в квартирах крепится электронный счетчик-распределитель INDIV-5R с термодатчиком, измеряющим температуру поверхности радиатора. Зная мощность всех отопительных приборов в доме, можно без труда, по динамике изменения температуры их поверхности, определить долю каждого радиатора в общем теплопотреблении за месяц. Затем из общедомового расхода вычитается доля на отопление общих площадей (20-35%), которая делится между жильцами пропорционально площади их квартир. Оставшаяся часть распределяется между всеми радиаторами, в соответствии с их долями, и суммируется поквартирно. Показания распределителей могут сниматься вручную, а могут передаваться по радиоканалу на этажные и подъездные концентраторы и далее прямо в ЕИРЦ через Интернет».
Перспективы применения радиаторных распределителей INDIV при реконструкции МКД были выявлены в рамках полномасштабного эксперимента. Системы индивидуального учета INDIV AMR установили в жилых домах по улице Обручева в Черемушках. Здесь в течение нескольких лет собирались и анализировались данные по теплопотреблению каждой из квартир. Испытания показали, что модернизация системы отопления в комплексе с внедрением поквартирного учета тепла дает до 45% экономии при одновременном повышении уровня комфорта проживания. При этом в отдельных квартирах, где жители самостоятельно снижали уровень теплопотребления, используя автоматические радиаторные терморегуляторы на отопительных приборах, экономия тепла достигала 60-70%.
Используя полученный опыт, крупнейшие застройщики начали оснащение системами поквартирного учета тепла новых типовых домов. Например, системы INDIV AMR были установлены в 17-этажных МКД, возведенных компанией ДСК-1 на улице Милашенкова в Москве. На очереди еще три многоэтажки с аналогичными системами в московском районе Медведково. Таким образом, то, что уже давно является нормой при учете электроэнергии, стало возможным и для отопления.
Естественно, одновременно с регистраторами отопительные приборы должны оснащаться автоматическими радиаторными терморегуляторами, что позволит потребителям самостоятельно контролировать и регулировать свое теплопотребление и температуру воздуха в каждом помещении.
Многоквартирные жилые дома, оборудованные приборами индивидуального учета тепла, строятся сегодня не только в Москве. Так, в 2012 году был реализован пилотный проект учета тепловой энергии при использовании системы INDIV AMR в Челябинске. Здесь радиаторными распределителями оснащен трехподъездный 10-этажный жилой дом. Еще один проект был реализован в Красноярске, где распределители INDIV установили на отопительных приборах более чем в 100 квартирах 16-этажного жилого дома.
В соответствии с Федеральным Законом № 261, установка приборов индивидуального учета всех видов энергоресурсов (в том числе тепловой энергии) является обязательной для всех вновь строящихся и реконструируемых зданий, начиная с января 2012 г. Свод Правил СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденный Приказом Минрегиона РФ, уточняет, что в зданиях с горизонтальной разводкой системы отопления для поквартирного чета теплоты следует устанавливать квартирные счетчики тепла, а в зданиях с вертикальной разводкой — радиаторные распределители. Таким образом, в новом строительстве и реконструкции поквартирный учет тепла является не только желательным, но и обязательным по закону.
Разделение учета потребления коммунальных ресурсов на общедомовое и индивидуальное должно привести не к росту, а к снижению размера коммунальных платежей. Однако возможно это только в том случае, если учет будет действительно прозрачным, а для начала – будет в принципе. Современные технологии позволяют без труда реализовать это на практике. Вопрос лишь в том, все ли участники рынка отдают себе отчет в том, что перемены неизбежны.
Автор статьи | ООО Данфосс |
Регион | Москва |
Отправить сообщение |
Вы можете помочь продвижению этой страницы в поисковых системах,
скопировав и установив следующий код на страницу своего блога или сайта:
Текстовые ссылки:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума
Графическая ссылка:
Кликните по коду ссылки и нажмите на Ctrl+C, чтобы скопировать выделенный текст
Дата подачи: 18.12.2013 (22:06) |
Просмотров: 12
|
Увеличить количество просмотров |
Хотите увеличить количество просмотров?
-
Разместить в ТОП
Топ-объявление будет всегда наверху в течение выбранного Вами срока.
-
Поднять объявление
Ваше объявление будет мгновенно поднято на первое место своего раздела.
-
Выделить объявление
Объявление будет показываться на контрастном фоне и будет выделяться среди других объявлений в течение выбранного Вами срока.