Статьи о строительстве / Статья №1740
История витража
Трудно с определенной точностью сказать, когда человечество придумало витраж. Первые мозаичные картины с использованием стеклянных элементов ученые находят при раскопках на территории Древнего Рима, Помпей, Геркуланума. Но это, по большей части именно мозаики, поскольку выложены, главным образом, на полу и стенах домов.
Но уже в IV-м веке мы обнаруживаем цветные стекла, прообраз классического витража, на своем классическом месте, в окнах Софийского собора в столице Византии – Константинополе.
Скорее всего, первоначально витражи представляли собой отдельные фрагменты разных по цвету стекол, вставленные в оконные проемы. Своего расцвета витражное искусство достигло в Средние века, когда человек научился изготавливать плоское стекло и окрашивать его обжигом, а также придумал вставлять стекла в специальные свинцовые оправы (возможно, взяв за основу технику инкрустации драгоценными камнями в ювелирных украшениях).
Первые сведения о создании витража в его классическом виде датируются XII-м веком в описании средневекового монаха Теофила. Понимая тот мощный эстетический и даже магический посыл, который несут в себе витражные картины, церковь сделала витражи одним из главных художественных оружий воздействия на человеческие умы. И до сих пор при посещении готических соборов людей охватывает трепет от этого многоцветного великолепия, поражая своей красотой, монументальностью и преклонением перед талантом и мастерством средневековых художников и ремесленников.
Недаром для изготовления витражей церковь привлекала лучших из лучших живописцев и мастеров своей эпохи, явивших миру шедевры древнего зодчества и прикладного искусства по всей Европе: в Италии, Франции, Германии, Англии…
Со временем религиозная тематика стала уступать место светской, а сами витражи нашли свое место в домах зажиточных людей, общественных зданиях. Искусство, призванное служить религиозному культу, стало более доступным. Менялся и подход к обработке стеклянных мозаик.
Техника росписи по стеклу, позволявшая существенно расширить художественную палитру и возможность передать мельчайшие детали и нюансы (при существенном снижении затрат и стоимости), в какой-то период сильно потеснила классический переплетный витраж.
Переломным моментом явился XIX-й век, давший миру и витражному искусству такие прославленные имена как Ля Фарж и Тиффани. Трудам и опытам со стеклом Джона Ля Фаржа мы обязаны появлению молочного стекла с его причудливыми полупрозрачными разводами, имитирующими структуру опала. Льюис Тиффани применил вместо сложной, громоздкой и трудоемкой техники классического витража более тонкую, точную, ажурную и гибкую, с точки зрения художественного воплощения, технику сборки каркаса.
Данные новации позволили вдохнуть новую жизнь в этот вид прикладного искусства, сделали витраж вновь чрезвычайно популярным на волне пришедших в мир художественных стилей неоклассики, модерна (или арт-нуво). Причудливые флористические орнаменты стиля модерн пришлись как нельзя кстати новым возможностям витражной техники.
Именно благодаря этим двум замечательным людям витраж из разряда прикладного и утилитарно-оформительского ремесла вновь стал настоящим произведением искусства, каким и остается по сей день.
© Художественная мастерская «Мастер-Мозаик»
Но уже в IV-м веке мы обнаруживаем цветные стекла, прообраз классического витража, на своем классическом месте, в окнах Софийского собора в столице Византии – Константинополе.
Скорее всего, первоначально витражи представляли собой отдельные фрагменты разных по цвету стекол, вставленные в оконные проемы. Своего расцвета витражное искусство достигло в Средние века, когда человек научился изготавливать плоское стекло и окрашивать его обжигом, а также придумал вставлять стекла в специальные свинцовые оправы (возможно, взяв за основу технику инкрустации драгоценными камнями в ювелирных украшениях).
Первые сведения о создании витража в его классическом виде датируются XII-м веком в описании средневекового монаха Теофила. Понимая тот мощный эстетический и даже магический посыл, который несут в себе витражные картины, церковь сделала витражи одним из главных художественных оружий воздействия на человеческие умы. И до сих пор при посещении готических соборов людей охватывает трепет от этого многоцветного великолепия, поражая своей красотой, монументальностью и преклонением перед талантом и мастерством средневековых художников и ремесленников.
Недаром для изготовления витражей церковь привлекала лучших из лучших живописцев и мастеров своей эпохи, явивших миру шедевры древнего зодчества и прикладного искусства по всей Европе: в Италии, Франции, Германии, Англии…
Со временем религиозная тематика стала уступать место светской, а сами витражи нашли свое место в домах зажиточных людей, общественных зданиях. Искусство, призванное служить религиозному культу, стало более доступным. Менялся и подход к обработке стеклянных мозаик.
Техника росписи по стеклу, позволявшая существенно расширить художественную палитру и возможность передать мельчайшие детали и нюансы (при существенном снижении затрат и стоимости), в какой-то период сильно потеснила классический переплетный витраж.
Переломным моментом явился XIX-й век, давший миру и витражному искусству такие прославленные имена как Ля Фарж и Тиффани. Трудам и опытам со стеклом Джона Ля Фаржа мы обязаны появлению молочного стекла с его причудливыми полупрозрачными разводами, имитирующими структуру опала. Льюис Тиффани применил вместо сложной, громоздкой и трудоемкой техники классического витража более тонкую, точную, ажурную и гибкую, с точки зрения художественного воплощения, технику сборки каркаса.
Данные новации позволили вдохнуть новую жизнь в этот вид прикладного искусства, сделали витраж вновь чрезвычайно популярным на волне пришедших в мир художественных стилей неоклассики, модерна (или арт-нуво). Причудливые флористические орнаменты стиля модерн пришлись как нельзя кстати новым возможностям витражной техники.
Именно благодаря этим двум замечательным людям витраж из разряда прикладного и утилитарно-оформительского ремесла вновь стал настоящим произведением искусства, каким и остается по сей день.
© Художественная мастерская «Мастер-Мозаик»
Автор статьи | Мастер-Мозаик, резка керамогранита |
Регион | Челябинск |
Отправить сообщение |
Вы можете помочь продвижению этой страницы в поисковых системах,
скопировав и установив следующий код на страницу своего блога или сайта:
Текстовые ссылки:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума
Графическая ссылка:
Кликните по коду ссылки и нажмите на Ctrl+C, чтобы скопировать выделенный текст
Дата подачи: 06.10.2011 (10:56) |
Просмотров: 781
|
Увеличить количество просмотров |
Хотите увеличить количество просмотров?
-
Разместить в ТОП
Топ-объявление будет всегда наверху в течение выбранного Вами срока.
-
Поднять объявление
Ваше объявление будет мгновенно поднято на первое место своего раздела.
-
Выделить объявление
Объявление будет показываться на контрастном фоне и будет выделяться среди других объявлений в течение выбранного Вами срока.