Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Екатеринбург Новосибирск Казань Самара Краснодар Другие города     Украина   Беларусь   Казахстан

 

Тишина по элементам

Проблемы акустики занимают умы архитекторов и строителей еще с античных времен: практические результаты применения знаний в этой области можно наблюдать в дошедших до наших дней остатках общественных построек Древней Греции и Рима, в первую очередь – открытых театров. Однако за две с лишним тысячи лет, минувших с той поры, область применения акустики в градостроительстве стала гораздо обширней, а ее задачи – многообразней. Сегодня собственно архитектурная акустика занимается, как и прежде, традиционными вопросами акустического оформления помещений и залов. Прикладные вопросы ландшафтного проектирования и защиты зданий и помещений от внешних звуков были выделены в отдельное направление – строительную акустику, которая зародилась в XIX веке и стала развиваться опережающими темпами начиная с середины XX века, когда появилась проблема транспортных шумов. Интересно, что сегодня оба направления зачастую используют для решения различных практических задач одни и те же решения. Одним из примеров такой универсальной

технологии являются акустические сэндвич-панели поэлементной сборки (СП ПС), которые могут с успехом применяться как для внутренней отделки помещений, так и для формирования шумозащитных экранов нового поколения.

Акустика помещений: вызовы времени

Исторически существует особый класс объектов, для которых особенности внутренней архитектуры ничуть не менее важны, чем внешний облик. Театры, концертные залы, дворцы спорта – все эти и подобные им сооружения не смогут выполнять свои функции, если архитекторы и проектировщики не позаботились об их правильном акустическом оформлении, одним из определяющих факторов которого является эффективное управление реверберацией. Ошибки акустического проектирования приводят в одних случаях к невообразимой какофонии (недавно построенный ледовый дворец на Ходынке в Москве), в других – к образованию в зале так называемых мертвых зон, куда звуковые колебания практически не доходят (до реконструкции этой особенностью был известен Кремлевский Дворец съездов).

Создать правильное акустическое оформление помещения – это, прежде всего, значит правильно рассчитать его геометрию и подобрать наиболее удачное расположение и конфигурацию отражающих поверхностей. Таким образом, можно управлять реверберацией (интенсивностью эха и временем его затухания), меняя тем самым «гулкость» помещения. Одним из примеров успешного использования такого подхода является концертный зал Crocus City Hall в Москве.

Однако во многих случаях манипулировать эхом чрезвычайно сложно: например, когда идет речь о больших пространствах – универсальных спортивных залах и аренах, торгово-развлекательных центрах, выставочных комплексах и т.п. «Основная проблема больших залов – это собственно их объем, пропорционально которому растет и время реверберации, – говорит Сергей Якубов, заместитель директора по продажам и маркетингу Группы компаний «Металл Профиль», ведущего производителя кровельных и фасадных систем в России. – В результате возникает эффект гулкого эха. Наличие протяженных параллельных поверхностей этот эффект усиливает еще больше (вспомните про ледовые дворцы). Логичное решение проблемы – придание отражающим поверхностям звукопоглощающих свойств».

Но если в относительно небольшом помещении сделать это можно достаточно просто – например, обшив стены звукопоглощающими панелями или смонтировав фальш-потолок, то для объекта площадью в тысячи или десятки тысяч квадратных метров это вряд ли приемлемо. Тем более что подобные объекты часто несут разноплановую функциональную нагрузку, поэтому при их строительстве акустическое оформление не может быть определяющим фактором планировки. Кроме того, большинство подобных объектов строится сегодня по технологии быстровозводимых зданий на основе сборного металлического каркаса, что значительно усложняет задачу.

Оптимальное решение проблемы – использование акустических СП ПС. Их главная особенность – перфорированный сэндвич-профиль: звуковая волна, проникающая сквозь перфорацию, не может вернуться обратно, многократно отражается от внутренней поверхности металла и рассеивается в наполнителе – слое теплоизоляции. В качестве таковой используется минеральная вата: к примеру, ISOVER KL37 на основе стекловолокна. Чтобы защитить утеплитель от влажных испарений, которые всегда есть в отапливаемых помещениях, внутренняя поверхность сэндвич-профиля выстилается пароизоляционной пленкой, а места стыков пленки с сэндвич-профилем герметично проклеиваются алюминиевой клейкой лентой. Примечательно, что акустические СП ПС могут быть изготовлены как в стеновом, так и в кровельном исполнении. Таким образом, можно получить звукопоглощающие стены и потолок без дополнительных усилий.

Однако этим область применения акустических СП ПС не ограничивается.

Новое слово в строительной акустике

Сегодня шумовое загрязнение – настоящий бич для населения крупных городов мира. Причем в России складывается особенно критичная ситуация. Так, по данным НИИ Генплана Москвы, 80% жителей столицы живут в зоне с опасным для здоровья уровнем шума. В целом по городу за минувшее десятилетие он увеличивался на 5-6 дБ ежегодно, а сейчас растет примерно на 1 дБ в год, что не может не отразиться на здоровье горожан. Если по действующим нормативам (СНиП 23-03-2003 «Защита от шума») звуковой фон в городских квартирах не должен превышать уровень в 25-30 дБА ночью и 35-40 дБА днем, то на практике этот показатель часто достигает 50-65 дБА, т.е. нормы для офисных помещений.

По данным медиков, около 20% москвичей сегодня страдают различными заболеваниями, вызванными воздействием шума. В основном речь идет о нарушениях работы нервной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, по некоторым данным, около 40% населения столицы составляют глухие и слабослышащие люди. Не лучше обстоит ситуация и в других крупных российских городах, где шумовое загрязнение существенно выше, чем в сельской местности: горожане почти в два раза чаще обращаются к врачам с проблемами слуха.

Одним из наиболее эффективных способов решения этой проблемы принято считать установку в жилых домах пластиковых окон. И это совершенно справедливо, особенно если принять во внимание то обстоятельство, что производители светопрозрачных конструкций создают специальные решения с учетом реалий шумового загрязнения городов. «Например, увеличение расстояния между стеклами до 15-20 мм или использование стекол разной толщины исключает резонансные явления, – объясняет Рафик Алекперов, технический директор компании PROPLEX, первого и крупнейшего российского производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Также наружное стекло может быть многослойным (например, триплекс – 2 стекла и полимер между ними) и покрытым снаружи специальной защитной пленкой».

Однако и окна не решают всех проблем, т.к. защиту от шума они обеспечивают лишь будучи закрытыми, а установка кондиционера возможна далеко не везде, да и не каждому по карману.

Поэтому сегодня для защиты жилых районов от городского шума применяются различные ограждающие конструкции, в первую очередь – шумозащитные экраны, устанавливаемые вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей. До недавних пор считалось, что акустическая эффективность такого экрана определяется только его геометрическими размерами и расположением . Изменилась ситуация с появлением перфорированных экранов, в частности, построенных с использованием акустических СП ПС.

Как показали результаты испытаний акустических СП ПС «Металл Профиль», проведенных НИИ строительной физики РААСН, панели обладают достаточной звукоизоляцией во всех третьоктавных полосах частот нормируемого диапазона. Индексы изоляции воздушного шума панелями МП СП ПС-А-100 и МП СП ПС-А-150 (толщиной 100 и 150 мм) составляют 29 и 33 дБ соответственно. Поэтому их применение позволяет существенно повысить эффективность шумозащитных экранов.

«Во время строительства торгово-развлекательного центра «Триумф Молл» в Саратове мы столкнулись с определенными проблемами: жильцы жаловались на шум, производимый стройкой, – комментирует Валерий Абдряшитов, заместитель директора по эксплуатации и административно-хозяйственной части ООО «Центр». – Они потребовали выполнения нами санитарных норм и установки звукоизоляционного защитного экрана. Нам посоветовали использовать для этой цели перфорированные сэндвич-панели «Металл Профиль». В результате удалось очень быстро решить проблему. Ранее мы о подобных технологиях не слышали, но в дальнейшем будем активно применять именно такой метод борьбы с шумом».

Бесспорным преимуществом акустических СП ПС является возможность использования практически любых видов облицовки с внешней стороны экрана, обращенной к домам – от профлиста или сайдинга всевозможных расцветок до керамогранита. Это выделяет построенные из них шумозащитные экраны в ряду прочих, обычно серых и невзрачных. Теперь можно не только подобрать любой цвет для экрана, но даже превратить его в деталь архитектурного ансамбля.

Акустические СП ПС представляют собой универсальное решение, используемое как в архитектурной, так и в строительной акустике. Его бесспорными преимуществами являются возможность возведения ограждающих конструкций, сразу обладающих звукопоглощающими свойствами, а также широкие возможности выбора архитектурной концепции.

Наталья Ванина
Пресс-служба Металл Профиль
Тел.: (495) 225-61-51
e-mail: press@mp-press.ru
http://www.metallprofil.ru
Автор статьи ЗАО PROPLEX
Регион Москва
Отправить сообщение
Дата подачи: 27.09.2011 (15:58)
Просмотров: 616
Увеличить количество просмотров
Другие статьи компании ЗАО "PROPLEX" Статьи других компаний в категории "Строительство, отделка, ремонт / Кровля"
© 2009-2023, МирСтроек.ру - портал бесплатных строительных объявлений.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на MirStroek.RU обязательна!
Мирстроек.Ру в Твиттере Мирстроек.Ру в Вконтакте Мирстроек.Ру в Telegram